Какие два вида административных – 3.2. /

3. Виды административных правонарушений.

В качестве критерия деления административных правонарушений на виды выступает родовой объект, т. е. общественные отношения в конкретной области государственной и общественной жизни, госу­дарственного управления. Формально виды административных пра­вонарушений, в зависимости от родового объекта, объединены в КоАП в главы раздела II Особенной части.

На основе данного критерия можно выделить следующие виды ад­министративных правонарушений.

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (глава 5, ст. 5.1 – 5.57).

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6, ст. 6.1 – 6.16).

3. Административные правонарушения в области охраны собственности (глава 7, ст. 7.1 – 7.33).

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8, ст. 8.1 – 8.41).

5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9, ст. 9.1 – 9.15).

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, вете­ринарии и мелиорации земель (глава 10, ст. 10.1 – 10.14).

7. Административные правонарушения на транспорте (глава 11, ст. 11.1 – 11.30).

8. Административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12, ст. 12.1 – 12.37).

9. Административные правонарушения в области связи и информации (глава 13, ст. 13.1 – 13.36).

10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14, ст. 14.1 – 14.36).

11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (глава 15, ст. 15.1 – 15.34).

12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (глава 16, ст. 16.1 – 16.23).

13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (глава 17, ст. 17.1 – 17.15).

14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребыва­ния иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Рос­сийской Федерации (глава 18, ст. 18.1 – 18.17).

15. Административные правонарушения против порядка управления (глава 19, ст. 19.1 – 19.30).

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (глава 20, ст. 20.1 – 20.29).

17. Административные правонарушения в области воинского учета (глава 21, ст. 21.1 – 21.7).

4. Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание является установленной государст­вом мерой ответственности за совершение административного право­нарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лица­ми.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП):

  1. Предупреждение.

  2. Административный штраф.

  3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

  4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

  5. Административный арест.

  6. Административное выдворение за пределы Российской Федера­ции иностранного гражданина или лица без гражданства.

  7. Дисквалификация.

  8. Административное приостановление деятельности.

studfiles.net

15.2. Виды административных наказаний

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

^ предупреждение; ^ административный штраф;

S возмездное изъятие орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения;

^ конфискация орудия совершения или предмета админист­ративного правонарушения.

Любое из названных наказаний может быть применено как к физическому, так и к юридическому лицу. Другие виды наказа­ний могут применяться только к физическим лицам:

лишение специального права, предоставленного физическо­му лицу;

административный арест;

административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Административные наказания, за исключением предупреж­дения и штрафа, могут устанавливаться только КоАП (ст. 3.2). Следовательно, предупреждение и штраф применительно как к физическим, так и юридическим лицам могут устанавливаться и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 3.3 КоАП предупреждение, админист­ративный штраф, лишение специального права, предоставлен­ного физическому лицу, административный арест и дисквалифи­кация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правона­рушения, конфискация орудия совершения или предмета адми- нистративного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в каче­стве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное ад­министративное наказание.

  • Предупреждение — это мера административного наказа­ния, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4). Устное предупреждение не означает применение административного наказания.

  • Административный штраф является денежным взыскани­ем и может выражаться в величине, кратной:

S минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на мо­мент окончания или пресечения административного правонару­шения;

S стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного право­нарушения;

S сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного право­нарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа, исчисляемого, исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а так­же исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов (ст. 3.5 КоАП).

Штраф может взыскиваться не только в судебном, но и в ад­министративном порядке. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в соответствующий бюджет.

  • Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принуди­тельное изъятие и последующая реализация с передачей бывше­му собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на ре­ализацию изъятого предмета. Оно может назначаться только судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припа­сов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не мо­жет применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существова­нию (ст. 3.6 КоАП).

  • Конфискация орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения — это принудительное безвоз­мездное обращение в государственную собственность не изъ­ятых из оборота вещей. Она назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным закон­ным источником средств к существованию (ст. 3.7 КоАП).

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

^ подлежащих в соответствии с федеральным законом воз­вращению их законному собственнику;

S изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении совершившего административное правонарушение лица по иным причинам и на этом основании подлежащих обра­щению в собственность государства или уничтожению.

  • Лишение специального права совершившего админист­ративное правонарушение физического лица устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП. Лишение спе­циального права назначается судьей. Срок лишения специально­го права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установлен­ном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происше­ствия, участником которого он являлся. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию (ст. 3.8 КоАП).

  • Административный арест заключается в содержании на­рушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режи­ма чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток. Срок ад­министративного задержания включается в срок администра- тивного ареста. Административный арест назначается судьей в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщи­нам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвали­дам I и II групп (ст. 3.9 КоАП).

  • Административное выдворение за пределы РФ иност­ранных граждан или лиц без гражданства заключается в при­нудительном и контролируемом перемещении указанных граж­дан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в конт­ролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавли­вается в отношении иностранных граждан или лиц без граждан­ства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими долж­ностными лицами (ст. 3.10 КоАП).

  • Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директо­ров (наблюдательный совет), осуществлять предприниматель­скую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация на­значается судьей.

(?) Вопросы для самопроверки

  1. Какими актами устанавливается административная ответствен­ность?

  2. Какие лица являются субъектами административной ответствен­ности?

  3. В каких величинах может назначаться административный штраф?

  4. Каких специальных прав можно лишить за совершение админист­ративного правонарушения?

  5. Каких лиц можно выдворить за пределы РФ за совершение адми­нистративного правонарушения?

  6. Что такое дисквалификация?

studfiles.net

7. Виды административно-правовых норм.

Административно-правовая норма – это установленная государством правило поведения, регулирующее общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления.

В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы подразделяются наматериальные и процессуальные.

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;

б) процессуальные

– нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

по содержанию:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;

по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

по территориальному действию:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальные.

8. Способы реализации адм-правовых норм.

Реализация административно-правовых норм – это осуществление процесса практического претворения в жизнь субъектами административного права предписаний, выраженных в нормах. Различают четыре формы реализации административно-правовых норм:

– соблюдение – добровольное подчинение запретам, установленным в правовой норме, воздержание от запрещенных деяний;

– исполнение – активные правомерные действия по выполнению предписаний нормы, предписывающей совершение определенных действий;

– использование – осуществление предоставленной нормой возможности по своему усмотрению воспользоваться предоставленным субъективным правом или воздержаться от использования;

– применение – действие компетентного органа (должностного лица) по подведению конкретного факта (лица) под действие нормы административного права и принятию индивидуального государственного, властного акта (решения) о распространении действия нормы на данное лицо.

9. Административно-правовые отношения: понятие, особенности и их виды.

Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. В административно-правовых отношениях стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и закрепленных административно-правовыми нормами.

1) Административно-правовые отношения осуществляются на началах власти-подчинения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон.

2) В административно-правовых отношениях непосредственно выражаются интересы государства, поскольку они связаны с решением задач государства. Именно поэтому в них одной из сторон является орган исполнительной власти.

3) Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, и согласие другой стороны не требуется.

4) Возникающие между сторонами административно-правовых отношений споры разрешаются, как правило, в административном (не судебном) порядке.

5) Стороны административно-правовых отношений за невыполнение своих обязанностей несут ответственность перед государством в лице его органов.

6) Административно-правовые отношения имеют структуру, в которую входят субъекты, объекты и юридические факты.

Административно-правовые отношения классифицируются по различным основаниям:

  1. В зависимости от назначения административно-правовых норм различаются материальные и процессуальные административно-правовые отношения. Материальные – это отношения, урегулированные нормами материального административного права. Процессуальные отношения – это отношения, урегулированные процессуальными нормами административного права.

  2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовых отношений, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения. Отношения, в которых один из участников подчинен другому, являются вертикальными правоотношениями. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями должностного лица. Таким образом, вертикальные – это по существу власте-отношения между субъектом и объектом управления. Горизонтальные правоотношения отличаются от вертикальных тем, что их стороны юридически равноправны. Например, отношения между неподчиненными органами исполнительной власти (между двумя федеральными министерствами по разработке совместного акта управления).

  3. Выделяются также внутриорганизационные и внешние административно-правовые отношения. Внутриорганизационные возникают в сфере внутренней деятельности органов управления. Это подбор, расстановка кадров, разработка должностных регламентов, определение форм взаимодействия между структурнымиподразделениямисоответствующего органа исполнительной власти. Внешние административно-правовые отношения связаны с решением задач и реализацией функций управления по отношению к управляемым объектам.

studfiles.net

17. Административный процесс и его виды

Административный процесс – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность исп. органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций ИВ.

В зависимости характера индивидуальных дел формируется понятие административное производство.

Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.

Индивидуальное административное дело – возникший в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением АПН и требующий в целях его решения распорядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц).

В рамках административного процесса реализуются диспозиции и санкции административно-правовых норм. Налицо, таким образом, два направления, по которым административный процесс воплощается в повседневной государственно-управленческой деятельности.

Иначе говоря, основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность:

а) административно-процедурная — имеются в виду распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это — порядок реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая разрешительно-лицензионные, регистрационные и т.п. функции и полномочия органов исполнительной власти.

б) административно-юрисдикционная — в центре внимания — осуществление исполнительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.

Фактически при любом понимании административно-процессуальной деятельности акции, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами), имеют своим результатом издание ненормативных, т.е. индивидуальных, правовых актов, с помощью которых административно-правовые нормы применяются к конкретным обязательствам либо к лицам. Тем самым разрешаются разнообразные индивидуальные дела в сфере государственного управления. От характера таких дел зависит реализация либо диспозиции (процедуры), либо санкции (юрисдикция) соответствующей нормы материального административного права.

Следовательно, основанием административно-процессуальной деятельности являются именно индивидуальные дела. Предписания правовых норм практически реализуются в индивидуальных действиях тех или иных органов по фактам индивидуального характера (например, по факту совершения административного правонарушения или дисциплинарного проступка, по факту выдачи разрешения на совершение определенного вида деятельности, по факту обжалования неправомерных действий должностных лиц и т.п.). Разрешение подобных индивидуальных дел и составляет основу административного процесса.

Под индивидуальным административным делом следует понимать возникающий в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением административно-правовых норм и требующий в целях его разрешения распорядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц).

Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными нормами административного права и реализуется в административно-процессуальных отношениях. Вне правовых норм административный процесс как явление юридической реальности не существует. Границы административно-процессуальной деятельности соответственно определяются таким образом, что в рамках административного процесса разрешаются не все индивидуальные дела, а только определенные, на которые распространяется установленный административно-процессуальными нормами процессуальный порядок. Значит, различного рода действия материально-технического и организационного характера, не облеченные в правовую форму, нет оснований относить к административному процессу.

Следует учитывать, что часть процессуальных действий исполнительных органов (должностных лиц) может осуществляться без издания индивидуальных актов в порядке применения регламентированных правом процессуальных мер. Например, это некоторые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (административное доставление физического лица, применение принудительных мер в условиях чрезвычайных ситуаций и т.п.).

Административный процесс имеет несколько конкретных вариантов своего выражения в практической деятельности исполнительных органов (должностных лиц). В зависимости от характера, схожести, однородности индивидуальных дел формируется понятие административного производства.

Административное производство — это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.

Например, порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензирования, порядок применения мер административного принуждения и т.п. — все это виды административных производств. Следовательно, сам административный процесс представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств.

Виды административного процесса:

  • Административно-процедурная деятельность – распорядительные действия исполнительных органов по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это реализация разрешительно-лицензионных, регистрационных и т.п. функций и полномочий. Основанием этого вида деятельности являются индивидуальные дела. Разрешение подобных индивид. дел и состав. основу административного процесса.

  • Административно-юрисдикционная деятельность – осуществление исполнительными органами функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.

Оба вида административных производств имеют некоторые общие черты. В их числе:

преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел;

юридически властное начало; урегулированность (однако в разной степени) административно-процессуальными нормами; административно-процессуальные отношения и принципы и т.п.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *